.                  

Домашняя

О Махабхарате

Уроки Махабхараты

Фильм  Махабхарата

Для Вас Подарок

 Наши ссылки

 



 


 

Медленное самосожжение.

 С раннего детства мы познаем горький вкус разочарований, когда наши мечты, наши планы и собственная самооценка разрушаются, под давлением обстоятельств или «доброжелателей» окружающих нас. О, как горек вкус обиды! С возрастом с приобретаемой мудростью такая реакция, как ни странно, не меняется, а даже наоборот приобретает «взрослый» смысл и оправданность. Грусть и тоска над не купленной родителями 183 куклой, улыбающейся узкими глазенками с витрины маркета, сменяется обидой и злобой на шефа, коллег и всю судьбу. Поводы для обид и разочарований становятся куда более серьезными, видимо,  взрослеют вместе с нами. Порождаемые ими эмоции проникают еще глубже в наше естество и "камнем оседают на сердце".

Один из главных героев Махабхараты  принц Дхритараштра пребывает в постоянной грусти. Его врожденная  слепота стала причиной того, что императорская корона Хастинапура грациозно проплыла мимо его головы и водрузилась на голову его младшего брата Панду. Обида на судьбу, на старших, на весь мир, робко поселилась в его сердце. Время идет. Царь Панду, после изнурительных победоносных походов, отправляется с молодыми царицами на отдых в тишину леса.  На это время он передает корону Дхритараштре. В тишине своей дворцовой залы, дрожащими руками Дхритараштра гладит ее холодное золото, ощупывает каждый изумруд и рубин. Он хотел бы видеть, как величественно корона покрывает его голову. Кажется, что судьба улыбается Дхритараштре. Он разделяет вкус царства с младшим братом. Но это лишь разжигает аппетит Дритараштры, ведь он считает, что достоин короны по рождению. Самонадеянность, живущая в сердце Дхритараштры, решилась прописать там свою младшую сестру - обиду, сообразив, что отсюда их уже не попросят. Каких трудов Дхритараштре стоило вернуть корону Панду? Колесница времени опять сделала поворот. Панду вынужден оставить царство и навсегда удалится в лес, искупая грех убийства мудреца. Дхритараштра, баловень судьбы, получает корону и царство до конца его жизни! Какая удача! То чего он больше всего хотел, то о чем думал бессонными ночами, то, что не могло свершиться - свершилось. Он получил корону Хастинапура! Но радость так скоропостижно пронеслась в его невидящих глазах, что обида, даже не успела почтительно встать с дивана. Кто получит корону, его сын или старший сын семьи, сын Панду Юдхиштхира? Эта новая мысль, опять лишает сна. Став царем Хастинапура, Дхритараштра погрузился в океан скорби. Он вынужден искать примирения между отцом Дхритараштрой и царем Дхритараштрой. Царь должен отстаивать права его граждан. Право Юдхиштхиры – корона Хастинапура. Но, как отец, Дхритараштра хочет отдать корону своему сыну Дурьодхане. На протяжении всей Махабхараты, царь Дхритараштра, живущий в подобающей ему роскоши, даже ночью не может сомкнуть глаз. Обида, боль несправедливости, смешанная с гордостью и тщеславием, попытки искать компромисс между отцом и царем, будоражат его ум, и заживо выжигают его изнутри. Страшная, постоянная боль. Всем окружающим, начиная от его добродетельной супруги Гандхари, и заканчивая нами, зрителями, видно, что царь сам подбрасывает дровишки в этот костер. Этот особый инфекционный огонь и он заражает слабых. Жертвой становится его собственный сын Дурьодхана и его младшие братья. По закону притяжения, на сцене появляется  «подобное» - неугомонный дядя Шакуни. Это усиливает нагнетание атмосферы. «Герои» заняли свои места, и драма грянула. Содрогаясь от маневров этой «троицы» и их «доброжелателей» мы будем поражаться как глубоко (в смысле - низко), может падать человек, и как сильно может воспламеняться ум.

Как человек, Дхритараштра не одинок. Рядом есть старшие: дед Бхишма, советник Видура, мудрецы Крипа и Дрона, его супруга Гандхари. Они указывают средство, способное потушить этот огонь. Но слепота Дхритараштры не только внешняя. Он не способен не только видеть глазами, но и не способен слышать ушами, прислушиваясь к советам достойных. Присмотревшись внимательней, можно увидеть, что такого рода слепотой сейчас страдает очень много людей. Поэтому для нас полезно разобраться в природе огня, который разгорелся в сердце, а точнее в уме Дхритараштры.

Желания – вот то топливо, которое воспламеняет ум человека, подобно тому, как спички разжигают, а дрова поддерживают огонь. Эти желания лишают человека покоя, и нет мира тому, кто не укротит их.

            Мечтать и желать мы начинаем с самого детства. Например, в 70-е годы дети хотели быть космонавтами, милиционерами, врачами, учителями. Сейчас, наверно, хотят быть банкирами, нефтяными магнатами, депутатами какой-нибудь думы или "мисс" чего-нибудь покрупнее. В своей «взрослой» жизни мы продолжаем мечтать, строить планы, и видим себя значительными. Судьба же, почему-то, забывает поинтересоваться нашими мечтами, когда проводит распределение благ. Она отводит нам совсем не то место, на которое мы уселись в своих мечтах. Знаком Вам такой эпизод из жизни? Думаю, да.

Выход же, как все гениальное, прост. Если нам трудно реализовать все свои желания, поскольку, не все зависит от нас, то в нашей власти сократить эти самые желания. Уменьшить и их количество, и их запросы. Подумайте над таким путем. Хотя он не прост, и ему нужно учиться, но может быть, он покажется для Вас более практичным.

Содержание

Стать несчастным - просто.

Многие явления в нашей жизни очень запутанны и сложны, до тех пор, пока мы не попытаемся найти их корень. Независимо от положения в обществе, от имеющихся богатств, многие люди чувствуют себя несчастными, обделенными судьбой. Например, царь Хастинапура -  Дхритараштра. Мы видим его царем  богатого и процветающего царства, но он несчастен. День и ночь он размышляет о судьбе сына, о своем долге отца и царя. Его поступки, а чаще бездействие, все больше и больше нагнетают обстановку в его дворце и семье, все большее бремя ответственности давят его плечи.           

Знакомая картина? Для многих, думаю - да. Нам, людям, знакомы ощущения несчастья, которые незваными приходят в нашу дверь. Чтобы избавиться от таких гостей,  мы ищем причину их появления. Труды многих философов древности, новаторские техники современных психологов, предлагают свои методы. Не делая обзор вышеупомянутых работ, хотелось бы вспомнить лишь Бхактивинода Тхакура, известного ученого 19 века. Он жил в Индии, в штате Орисса и служил там главным судьей. Он дал очень емкое и глубокое определение несчастного человека: «Несчастный человек, тот, кто полагается на свой ум».

Присмотревшись к  Дхритараштре, Камсе, Дурьодхане, Шакуни мы увидим,  что их поступки стали причиной их несчастья. В своей жизни они всегда полагались на свой могучий ум. Сколько раз царица Гандхари пыталась образумить и умерить честолюбие Дхритараштры, сколько раз Видура и дед Бхишма пытались остановить Дурьодхану? Увы, они оставались глухи к мнению окружающих. И совершали все новые и новые поступки, сея семя греха. Судьба вышеназванных героев не завидна, бесславная смерть и осуждение потомков.

Большая ошибка которую допускает человек - он перестает быть восприимчивыми и чувствительным к окружающим людям, и тем более к внутреннему голосу совести, который считается проявлением  Бога в сердце каждого. Человек полагается на свой ум. Но ум ненадежный советник. Ум обусловлен, зажат стереотипами восприятия, накопленными нами за долгие жизни. У ума уже есть отработанные «рефлексы»: оправдывать своего хозяина и осуждать других. Ум великий адвокат. Весь свой не дюжий потенциал, он направляет, что бы оправдать любое наше действие, любой наш поступок. Правды от него не добиться. Полагаясь на такого услужливого друга, мы сеем семена, вкус от плодов которых, будет очень горек. Несчастья приходят как плоды наших бездумных, эгоистичных  поступков.

Содержание

Самонадеянность – враг удачи.

 Одна из распространенных трудностей, с которой сталкивается человек,  это неспособность оценить свои силы, рассчитать свои возможности. Из-за этого мы часто попадаем в трудную ситуацию, совершаем ошибки, страдаем и причиняем страдания окружающим. В отношениях с другими людьми мы уверенны, что наше мнение -  критерий истины. В обществе, мы стремимся быть впереди, уверенные в своей избранности, в своем предназначении. И уж конечно, уступать, прощать и быть снисходительными, мы  готовы лишь в исключительных обстоятельствах. Результатов подобной претензиозности полно: поломанные семьи, ненужные дети, неудавшийся бизнес, нервные срывы, хронические заболевания. Не рассчитав свои силы, «много взяв на себя», в какой-то момент, мы обнаруживаем, что потерпели фиаско. Иногда, начинаем понимать, что совершили ошибку, но за  это прозрение приходится дорого платить. Порой же мы не замечаем своих ошибок и с завидной выносливостью – снова и снова обвиняем других.

            Подобный пример есть и в Махабхарате. Наш дорогой сын Дхритараштры, принц Дурьодхана - перед нами. Он жаждал обладать царством Хастинапура, хотя право на трон принадлежало Юдхиштхире, который был не только старшим по возрасту, но и более благородным, мудрым, рассудительным. Признать это было не по силам нашему герою. Приняв руководство своего дяди Шакуни, он устраивает всевозможные заговоры, желая погубить Юдхиштхиру и его братьев. Чем больше провалов терпят его планы, тем больше его ярость и больше решимость победить любой ценой. Эпилог этого противостояния – битва на Курукшетре, где погиб и Дурьодхана, и его сообщники, и их воины.

            Я хотел бы обратить Ваше внимание на очень любопытный эпизод. Когда  рев раковин еще не возвестил начала битвы, когда Пандавы находились в изгнании в лесу, и судьба дразнила принца Дурьодхану близостью победы, наш дорогой герой отправился к месту, где жили Пандавы, что бы испытать максимум наслаждений от своей победы над Пандавами. Его план был прост и «возвышен»: «Я разобью лагерь на глазах у живущих в изгнании этих пятерых братьев, и буду наслаждаться царской роскошью. Мое наслаждение возрастет, видя их беспомощность и зависть». Этот план был разработан дядюшкой Шакуни и, как все его планы, был «чудесен», жесток и вероломен. Торжество Дурьодханы уже началось, но одна мелочь все испортила. Как это всегда бывает и с нами, когда мы что-то, совсем маленькое не учитываем. Озеро, на берегах которого Дурьедхана разбил свой лагерь и начал свой «пикник», было уже занято. Гандхарвы, жители небес, весело проводили здесь свое время в окружении небесных красавиц. Они попросили людей удалиться и поискать себе другое место. Действительно, что, мало места в джунглях? Но могучий Дурьодхана, ослепленной своими головокружительными успехами, и приказал прогнать этих жалких гандхарвов. Завязалась неравная битва. Жители небес превосходят воинов земли. Вскоре войско Дурьодханы разбежалось, а он сам был пленен, связан и гандхарвы собрались его убить. За считанные минуты все изменилось. От бравады и величия Дурьодханы остались лишь пылающие глаза, которыми он сверлил смеющихся над его позором и глупостью гандхарвов. Что он не учел в этот раз? Самонадеянный, ослепленный гордостью, он забыл о том, что он не всесильный, что есть воины сильней его. Его участь была решена, но время уготовило ему еще большие страдания!

Один из воинов Дурьодханы бросился искать защиты у Пандавов и рассказал Юдхишхире о его пленении. Добродетельный Юдхиштхира приказал Арджуне и Бхиме спасти сына Дхритараштры. Братья явились в шатер, где привязанный к столбу принц готовился к смерти. Гандхарвы очень удивились, требованию Арджуна освободить Дурьодхану. Но, зная о силе Пандавов, они отступили. Хотя Дурьодхана был спасен, боль унижения и позора беспощадно жгла его. Светлая мысль возникла в его уме, он начал понимать, что Пандавы сильнее его и правда на их стороне.

Самонадеянность и чрезмерная гордость, погубила Дритараштру. Под их всесильным влиянием он не мог видеть истину, не мог прислушаться к советам старших, своей матери Гандхари, министра Видуры, учителей Дроны и Крипы. Теперь же «удар судьбы» отрезвил принца. Для людей с эгоистичным, самонадеянным характером испытания это единственный шанс образумиться, вернуть здравомыслие и реалистическое восприятие окружающего их мира. В школе-жизни тем, кто не открыт к получению мудрости через уши, приходится учиться проходя через боль физическую или умственную.

Дурьедхана же, как мы увидим дальше, вновь впал в забвение. Дядюшка Шакуни нашел приемчик, которым вновь вдохнул гордость и окрылил племянника. Так что для Дурьедханы испытания и полученный урок прошли даром. У нас же есть шанс: воспользоваться наглядностью этого примера, и не упустить свою возможность избавиться от самонадеянности и через мерной гордости.

Содержание

Страх остаться голодным. 

В жизни человека часто приходится выбирать как поступить правильно или с выгодой. По большому, счету мы знаем, что значит правильно: исполнять свой долг, добросовестно, честно, великодушно, уметь прощать, не завидовать, не причинять вреда ближнему, и т.п. До сих пор моральные принципы, описанные и в Библии, Ведах и в других писаниях остаются примером человечности и достоинства. Но нынешний век все  больше навязывает идею, что добиваться своего можно любыми способами. Как говорится в таких случаях: «У каждого своя правда», «Не обманешь, не проживешь», «Человек человеку волк». Приносит ли «счастье» добытое таким путем успокоение человеку и всему обществу в целом? Войны идут по всей планете, количество самоубийств растет, появился и новый букет психических заболеваний: депрессии, психозы, нервные срывы, синдром хронической усталости и прочие. Все это свидетельствует о возрастающем фоне неудовлетворенности и напряженности в обществе.

Что же мешает человеку жить достойно, в соответствии с моралью? Ответ прост – СТРАХ. Страх остаться голодным во время пира, когда идет раздача благ. Представьте, вы на пиру, столы ломятся от заморских явств, вино льется по трубам, все едят руками, ногами, а вы ждете когда принесут вилку. Глупо, ведь можно же и не дождаться. Мы мыслим по аналогии. Кажется, что в этом мире блага достаются тем, кто хватает их мертвой хваткой и любой ценой, не гнушаясь выудить их из приоткрытого рта зевающего соседа, пока он не успел проглотить. Удел же тех, кто сентиментально, размышляют о долге, чести и праведности, придерживаются норм морали - остаться голодными. Но аналогия с пиром не в этом случае не уместна. Семя поступка, совершенного нами, успевает принести плод – который в свое время станет нашей пищей. «Что посеешь, то и пожнешь» - учил Иисус. От сорта, почвы, воды и солнца зависит вкус плода. Так же и ощущения счастья и страдания человека зависят от плодов его поступка.

Махабхарата учит смелости необходимой, чтобы поступать правильно. Вспомните Юдхишхиру и его братьев Пандавов. С самого детства они потеряли отца и остались без защиты. Царевич Дурьедхана, пользуясь невмешательством своего отца пытался убить Пандавов, подсыпая яд Бхиме, устраивая поджег их шатра. Хотя царство Хастинапура должно было перейти к Юдхишхире, интриги Дурьедханы, мечтавшего завладеть короной, привили к разделу царства. Пандавам досталась безжизненная пустыня Индрапрастха. Благодаря их усилиям и благосклонности Богов этот край превратился в процветающее царство. Своим величием, красотой, богатством оно затмило даже Хастинапур. Зависть Дурьедханы разгорелась с новой силой. Заманив Юдхишхиру на игру в кости, с помощью мошенничества он выиграл Индрапрасху. Во время игры сторонники сына Дритараштры попытались раздеть супругу Пандавов царицу Драупади. Вероломный Духшасана тащил Драупади за ее распущенные волосы, а потом пытался снять с нее одежду, на глазах у собравшихся. Проигравшие, Пандавы отправились в ссылку в лес на 12 лет. Тринадцатый год, оставаясь не узнанными, они провели в царстве Вираты, где были слугами царя. Во дворце Вираты опять Драупади оскорбили на глазах Юдхишхиры и снова, что бы не выдать себя, он не мог вмешаться.

Идя путем чести и долга, Пандавы выносили столько страданий и унижения, но всякий раз они с терпением принимали новые лишения. Понятия нравственности интересы семьи и царства они бесстрашно ставили выше своих «неудобств». Их бесстрашие было награждено. Трудности закали их и подготовили к решающей войне. Дурьедхана и его армия были разбиты, зло наказано. Судьба благосклонна к тому, кто поступает достойно, смело преодолевая искушения сорвать плод с «чужого огорода».

Содержание

Жертва на алтарь отношений.

«Прогресс» современной цивилизации идет стремительными темпами. Но отношения между людьми, как и в далекой древности, играют важную роль в жизни человека. Самые значимые это отношения между близкими в семье. Когда эти отношения трещат по швам, это сказывается на всем. Наши поколения не могут похвастаться крепостью брачных уз. Разводы составляю более 80%. В большей степени ответственность за домашний уют, за крепость семьи лежит на женских плечах, тем не менее и мужчины и женщины однажды задают себе вопрос, что я готов принести в жертву на алтарь домашнего очага? Свои привычки, мнения, поступки, время, силы, умения. Не положить ничего - домашний очаг погаснет, положить больше другого, а в друг это войдет в традицию, и я стану вечным костровым. Сомнения, опасения, страх живут в сердце каждого, а в минуты выбора их голоса слышны особо громко.

            Давайте посмотрим, как справлялись с подобным вопросом великие женщины прошлого, прославившиеся в веках своей добродетелью. Царевна Гандхари услышала, как Бхишма сватает ее за царевича династии Куру слепого Дритараштру. Отец царевны отказывал, ссылаясь на слепоту царевича. Воспользовавшись правом дочери царя, выбрать себе жениха, она дала свое согласие. Она увидела в этом удачу, время забирающее женскую красоту, не внесет беспокойства в ее отношения с мужем, ведь он слеп и сейчас не видит ее красоты. Поразив отца, брата и Бхишму, своей решимостью и целомудрием, она наложила повязку на свои глаза, добровольно лишив себя возможности видеть. «Долг женщины, разделить судьбу своего мужа, мой долг видеть темноту, которую видит мой муж. Судьба жены, должна соответствовать судьбе мужа» - так Гандхари объяснила свое решение. Всю жизнь она носила повязку, разделяя судьбу мужа. Она не видела восходов и заходов солнца, лиц своих родных, она не разу не взглянула в лицо своих маленьких сыновей. Приняв добровольную слепоту, она избавилась от повода гордиться, чувствуя свое превосходство над супругом.

            Царевна Драупади, отправилась в лес со своими мужьями, разделив их участь изгнания. Она с детства привыкшая к дворцовой жизни, окружаемая слугами и служанками, теперь ступала босыми ногами по лесным тропинкам, питалась лесными фруктами и травами, теперь она сама заботилась о пище для мужей. У нее было много поводов остаться. Муж проиграл ее в кости, его братья не защитили ее. Карна назвал ее проституткой, а Душашана пытался раздеть ее. Все это ей пришлось пережить на глазах ее собственных мужей, но она сохраняла свою преданность и с решимостью исполняла супружеский долг, разделяя их участь.       

Каждому из нас самому решать, сколько и чего мы готовы пожертвовать ради прочности нашей семьи, ради дружбы и уважения окружающих людей, но пусть именно такие примеры будут вдохновлять нас и у них мы будем учиться.

Содержание

Родительская любовь.

 Родительская любовь, любовь матери и отца – самая беззаветная и самая возвышенная в нашем мире. Поэтому мудрецы, говоря о божественной любви, сравнивают ее силу и бескорыстие с силой родительской любви. Во все века поэты, музыканты, художники, философы прославляли этот феномен человеческой природы – любовь родителей к своим детям.

Махабхарата помогает взглянуть на скрытую сторону этого феномена. Любовь – слепа – подметили еще древние философы. Ее всепрощающая сила способна возвышать и окрылять, но так же и растлевать и развращать ребенка. Еще одно пятно, на величии родительской любви, это, как не странно, эгоизм родителей, которые видят в своем потомстве приемника их планов, их  притязаний на «место под солнцем». Тонким образом происходит подмена и родительская любовь становится носителем честолюбивых помыслов и притязаний досточтимых родителей.

Царь Дритараштра безмерно любил своего старшего сына – принца Дурьедхану. Как заботливый отец, царь балует и потакает сыну. Ему, своему ненаглядному и дорогому, он мечтает передать корону Хастинапура. Поправ при этом права Юдхишхиры, законного наследника престола и нарушив устои семейной традиции. Его прадет отказал в троне даже собственному сыну, отдав корону сыну брахмана, превосходящего его собственного в добродетелях. Разбалованный с детства принц как губка впитывал вероломные идеи отца, становясь орудием достижения его честолюбивых планов. Вскоре идея завладеть царством, стала его главной целью жизни. Как мы видим, методы ее достижения не были основаны на правде и чести. Ведь сама цель, не была праведной. Обман, насилие, ложь и заговоры окружали сына Дритараштры с самого детства. Вот она – слепая родительская любовь. Желая блага своему самому дорогому сыну, отец потерял всякое здравомыслие, он отравил жизнь сына своей «слепой» любовью и направил на путь бесчестия. Истинная любовь, основанная на законах добра и справедливости, уступила место какому то суррогату. Чему он научил сына? Он научил его созидать, строить, он научил его чести, благородству и доблести ? Нет.

Суррогатная любовь, дает такие же плоды. Он научил сына вседозволенности и эгоизму, политиканству и лжи. Все, чем гордилась славная династия Куру, было забыто. Он сделал сына пешкой в своей игре за корону Хастинапура. Как пешки идут впереди на шахматном поле и бесславно гибнут, защищая короля, так и Дурьедхана  шел вперед, защищая тщеславие и вероломные замыслы отца. Он погиб, так же бесславно. Хотел отец такой судьбы своему сыну, конечно же нет? Тщеславие и потакание человеческим слабостям Дритатраштры породили его суррогатную «любовь».

Задумывается ли молодой отец и мать, нежно всматриваясь в лицо ненаглядного ребенка, что они собираются вложить в его сердце, по какому пути повести и чему научить? Чему они учат, читая умные нотации и чему демонстрируя своим примером? Дритараштра всегда просил своих сыновей дружить с сыновьями Панду и уважать их, но дети учились не тому, о чем бубнил отец, они впитывали его мечты, его мысли, перенимали его поведение.

Становясь родителями, беря ответственность за судьбу сына или дочери, нам полезно помнить драматический пример семьи Куру.    
       
 

Содержание

 
Hosted by uCoz